Проведение эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций
ВОПРОС (ОБРАЩЕНИЕ):
Для чего могут проводиться эвакуация населения при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций и не будут ли они ущемлять мои права, закрепленные в Конституции Российской Федерации?
ОТВЕТ:
Опыт реагирования на крупномасштабные чрезвычайные ситуации (далее – ЧС), в том числе имевшие место на территории Ростовской области, показывает, что при возникновении угроз, обусловленных природными и техногенными факторами (паводки, наводнения, лесные пожары и др.), местные жители, не смотря на высокую степень рисков, отказываются покидать свои дома и уезжать в безопасные места. Однако в последующем, когда оставаться в зоне ЧС, становилось невозможным, люди начинали просить об эвакуации, что в складывающихся условиях требовало отвлечение привлекаемых сил от проведения спасательных работ, а также становилось опасным не только для жизни и здоровья людей нуждающихся в помощи, но и для привлекаемых к данным мероприятиям пожарных и спасателей.
В связи с этим, Федеральным законом от 30.12.2021 № 459-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», устанавливающие обязанности граждан Российской Федерации эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий;
В развитие данной темы принято и вступило в силу с 1 марта сего года постановление Правительства Российской Федерации от 19.09.2022 №1654, утверждающее Правила проведения эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, а также при угрозе их возникновения (далее – Правила).
В соответствии с указанными Правилами под эвакуационными мероприятиями понимаются действия по перемещению граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), материальных и культурных ценностей с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС в район (место), расположенный за пределами воздействия поражающих факторов источника ЧС (далее - безопасный район (место).
Целью проведения эвакуационных мероприятий является:
спасение жизни и сохранение здоровья людей, находящихся на территориях, на которых существует угроза возникновения ЧС, или в зонах ЧС;
снижение материальных потерь при ЧС;
сохранение материальных и культурных ценностей при ЧС.
Особенности проведения эвакуационных мероприятий определяются:
характером источника ЧС (опасное природное явление, пожар, техногенная авария на опасном промышленном объекте или иной вид угроз);
пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС;
численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения;
временем и срочностью проведения эвакуационных мероприятий.
Основным приоритетом для принятия решения на проведение эвакуационных мероприятий является наличие реальной угрозы для жизни и здоровью людей с территорий, подверженных воздействию опасных факторов ЧС, в том числе из зон пожара (природного или техногенного), наводнения, землетрясения, а также иного бедствия, когда существует высокая вероятность того, что граждане могут пострадать в результате ЧС.
Порядок проведения эвакуационных мероприятий и вопросы взаимодействия при их осуществлении между органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями регламентируются планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций соответствующего уровня.
Особенности планирования эвакуационных мероприятий определяются:
характером источника ЧС (радиоактивное загрязнение или химическое заражение местности, наводнение, пожар (природный или техногенный), землетрясение, и т.п.),
пространственно-временными характеристиками воздействия поражающих факторов источника ЧС;
численностью и охватом вывозимого (выводимого) населения, временем и срочностью проведения эвакуации.
В соответствии с Правилами, обеспечением эвакуационных мероприятий занимаются:
при угрозе и возникновении ЧС регионального и межмуниципального характера – органы государственной власти субъектов Российской федерации;
при угрозе и возникновении ЧС муниципального характера – органы местного самоуправления;
при угрозе и возникновении ЧС объектового характера – организации, эксплуатирующие данные объекты.
В случаях, требующих незамедлительного решения, эвакуационные мероприятия могут проводиться по решению должностных лиц, определенных соответствующими комиссиями (руководителями организаций), с последующим принятием решения на заседании соответствующей комиссии по ЧС и ОПБ (руководителем организации). На территории Ростовской области данный перечень утвержден решением Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Ростовской области (протокол от 02.03.2023 №1).
Принятие решения об эвакуации, закрепленное нормативным правовым актом должно сопровождаться определением:
места сбора и (или) посадки на транспорт эвакуируемого населения для перевозки (вывода) в безопасные районы (места), а также перечень материальных и культурных ценностей, вывозимых (выносимых) за пределы воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации;
маршрутов эвакуации, способов и сроков перевозки (вывода) населения, вывоза (выноса) материальных и культурных ценностей с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС;
перечня транспортных средств, привлекаемых для проведения эвакуационных мероприятий;
перечня развертываемых пунктов временного размещения и питания в безопасных районах (местах), места хранения вывозимых (выносимых) материальных и культурных ценностей.
Особое внимание во вступивших в силу законодательных и нормативных правовых актах Российский Федерации уделяется обязанности граждан эвакуироваться с территории, на которой существует угроза возникновения ЧС, или из зоны ЧС при получении информации о проведении эвакуационных мероприятий.
Введенная данным законом обязанность граждан эвакуироваться исключает право населения на отказ от эвакуации, которая будет проводиться только при угрозе жизни и здоровью людей.
За невыполнение таких обязанностей гражданину может быть дано предупреждение или на него может быть наложен административный штраф в соответствии с действующим законодательством (ст. 20.6.1. КоАП РФ «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения»), а именно:
по части 1: Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, влечет предупреждение или наложение административного штрафа:
на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей;
на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей;
на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.