Порядок действий при введении режима чрезвычайной ситуации
ВОПРОС (ОБРАЩЕНИЕ):
Для чего и как вводится режим чрезвычайно ситуации? Какие действия должны принимать руководители органов местного самоуправления (организации) при введении режима ЧС на соответствующей административной территории?
ОТВЕТ:
Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от угроз в природно-техногенной сфере на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с нормами Федерального закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее – РСЧС), а также согласно соответствующих нормативных правовых актов Ростовской области и руководящих документов МЧС России.
Основными базовыми документами, регламентирующими вопросы защиты населения и территорий от угроз в природно-техногенной сфере на территории Ростовской области являются:
Областной закон от 29.12.2004 № 256-ЗС «О защите от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера» (с изменениями от 22.11.2021 №621-ЗС, от 26.04.2022 №690-ЗС, от 07.11.2022 №762-ЗС, от 27.02.2023 №834-ЗС);
Постановление Правительства Ростовской области от 29.03.2012 № 239 «О территориальной подсистеме единой государственной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (с изменениями от 14.03.2022 №148, от 28.03.2022 № 224, от 02.08.2022 №649, от 27.02.2023 №84, от 10.07.2023 №497, от 10.07.2023 №508).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ, чрезвычайная ситуация (далее – ЧС) – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (с изм.) закреплены основные критерии разграничения чрезвычайных ситуаций. В зависимости от причиненного ущерба выделяют:
а) ЧС локального характера
б) ЧС муниципального характера
в) ЧС межмуниципального характера
г) ЧС регионального характера
д) ЧС межрегионального характера
е) ЧС федерального характера.
При определении, является ли та или иная ситуация чрезвычайной, необходимо руководствоваться критериями, которые в совокупности своей определяются:
1. Соответствием природного или техногенного фактора критериям, установленным приказом МЧС России от 05.07.2021 №429 «Об установлении критериев информации о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» (зарегистрирован в МинЮсте РФ 16.09.2021 №65025).
2. Количеством пострадавших (погибших) людей.
3. Наличием ущерба, причиненного территориям, населению или их имуществу.
В зависимости от обстановки, складывающейся на соответствующей территории, масштаба прогнозируемых или возникших угроз, а также в целях поддержания готовности к действиям по предназначению решением Председателя Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного уровня для органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС) соответствующей территории могут устанавливаться режимы функционирования (п. 6. Ст. 4.1. Федеральный закон от 21.12.1994 №68-ФЗ):
а) повседневной деятельности – при отсутствии угрозы возникновения ЧС;
б) повышенной готовности – при угрозе возникновения ЧС;
в) чрезвычайной ситуации – при возникновении и ликвидации ЧС.
При введении для органов управления и сил РСЧС повышенных режимов функционирования (повышенной готовности и чрезвычайной ситуации) необходимо руководствоваться следующими условиями:
если имеет место угроза возникновения опасного природного явления (или техногенного фактора) и высока вероятность возникновения ЧС, целесообразно введение режима повышенной готовности;
если оперативное событие уже имело место, то независимо от данных о причиненном вреде (конкретные обстоятельства позволяют предположить размер ущерба и, как следствие, сделать вывод о виде ЧС) необходимо вводить режим ЧС.
При этом, необходимо учитывать, что в соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», основной характеристикой чрезвычайных ситуаций является количество пострадавших (погибших) людей и размер не потенциального, а реально причиненного ущерба.
Помимо этого, в исключительных случаях, для введение режима ЧС могут допускаться иные условия. Так, в связи с прибытием на территорию Ростовской области большого числа граждан с приграничных районов, распоряжением Губернатора Ростовской области от 19.02.2022 №28, введен для органов управления и сил территориальной подсистемы РСЧС и ее муниципальных звеньев режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования.
Данным нормативным актом определено участие и особый режим деятельности для органов управления и сил, в чьи полномочия входят вопросы встречи, транспортировки, размещения и жизнеобеспечения пребывающих людей, а также поддержание правопорядка в местах их временного пребывания. При этом нормальная деятельность иных органов власти и организаций не меняется.
Введение режима ЧС позволяет органам управления РСЧС на соответствующей административной территории создать правовую основу для реализации ими комплекса организационных, технических мер при осуществлении аварийно-спасательных и других неотложных работ по ликвидации возникшей угрозы, а также обеспечивает легитимность финансирования данных работ за счет средств резервного фонда субъекта Российской Федерации или муниципального бюджета.
Помимо этого, введение режима ЧС необходимо для обеспечения получения гражданами, пострадавшими в ходе стихийного или иного бедствия, компенсаций, страховых выплат и т.д.
При введении режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, в зависимости от последствий ЧС, сил и средств РСЧС привлекаемых к предупреждению и ликвидации ЧС, классификации ЧС и характера развития ЧС, а также других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, устанавливается один из следующих уровней реагирования (п. 8 ст. 4.1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 №68-ФЗ):
а) объектовый уровень реагирования - решением руководителя организации при ликвидации ЧС силами и средствами организации, оказавшейся в зоне ЧС, если зона ЧС находится в пределах территории данной организации;
б) местный уровень реагирования – решением главы муниципального образования при ликвидации ЧС силами и средствами организаций и органов МСУ, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территорию городского округа, муниципального района или одного, двух и более поселений в пределах территории одного муниципального района;
в) региональный (межмуниципальный) уровень реагирования - решением высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) при ликвидации ЧС силами и средствами организаций, органов МСУ и органов исполнительной власти субъекта РФ, оказавшихся в зоне ЧС, которая затрагивает территории двух и более муниципальных районов либо территории муниципального района и городского округа, если зона ЧС находится в пределах территории одного субъекта РФ.
Установление уровня реагирования для органов управления и сил РСЧС на соответствующей административной территории является правовой основой:
1 - начала принятия Дополнительных мер по защите населения и территорий от ЧС, перечень которых содержится в пункте 10 статьи 4.1. Федерального закона от 21 декабря 1994 №68-ФЗ, в том числе:
а) ограничение доступа людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС, а также в зону ЧС;
б) определение порядка разбронирования резервов материальных ресурсов, находящихся в зоне ЧС, за исключением государственного материального резерва;
в) определение порядка использования транспортных средств, средств связи и оповещения, а также иного имущества органов государственной власти, органов МСУ и организаций;
г) приостановление деятельности организации, оказавшейся в зоне ЧС, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников данной организации и иных граждан, находящихся на ее территории;
д) осуществление мер, обусловленных развитием ЧС, не ограничивающих прав и свобод человека и гражданина и направленных на защиту населения и территорий от ЧС, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации ЧС и минимизации ее негативного воздействия.
2 - определения структуры привлекаемых сил и средств, предназначенных для обеспечения принимаемых дополнительных мер.
Перечень основных обязанностей органов управления РСЧС на соответствующей территории установлен нормами статьей Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ.
Более подробную информацию по данному и иным вопросам, любой житель Ростовской области может получить в учебных заведениях, осуществляющих подготовку населения Ростовской области в области гражданской обороны и защиты от ЧС, в том числе: на курсах ГО в 8 городских округах (гг. Ростов-на-Дону, Азов, Волгодонск, Каменск-Шахтинский, Новочеркасск, Новошахтинск, Таганрог, Шахты) и в 530 учебно-консультативных пунктах по ГО и ЧС, имеющихся во всех муниципальных образованиях области