Беспилотники все чаще используются в различных отраслях. Система МЧС России не исключение. Беспилотные летательные аппараты активно помогают спасателям в выполнении их главной задачи – спасении жизни людей.
Начальник отделения применения беспилотных авиационных систем (БАС) центра управления в кризисных ситуациях (ЦУКС) ГУ МЧС России по Ростовской области Алексей Юрьев рассказал, что их отделение проводит разведку пожароопасной и паводкоопасной обстановки в Ростове-на-Дону и области.
В зимнее время года сотрудники подразделения мониторят обстановку на трассе М-4 Дон и в случае затора из-за обильного снегопада, руководством принимается решение о направлении на место необходимой техники и специалистов. Также, по словам А. Юрьева, беспилотники часто используются при обрушении зданий, для выявления скрытых угроз личному составу и эвакуирующимся людям.
Для предупреждения чрезвычайной ситуации специалисты БАС проводят аэрофотосъемку различных объектов (населенных пунктов), для создания ортофотопланов, а с помощью ортофотопланов специалисты ЦУКС разрабатывают различные модели (например, модель подтопления участка).
Подразделения МЧС Ростовской области используют в своей работе такие беспилотные авиационные системы как DJI Phantom 3 ADVANCED, Inspire и Phantom 4 Pro. Такие беспилотники запускаются вертикально, что значительно увеличивает возможности их использования. Также в МЧС России используются беспилотники самолетного типа, но для их использования требуется площадка 100x100 м, поскольку им для взлета, как самолетам, требуется разбег и их запускают при помощи катапульты.
Среди беспилотных авиационных систем на вооружении МЧС России есть также беспилотники комбинированного типа, которые также используются для облетов с целью мониторинга и прогнозирования пожароопасной и паводкоопасной обстановки.
Несмотря на активное развитие технологий искусственного интеллекта, в том числе и для БАС, Алексей Юрьев уверен, что им не удастся полностью заменить работу оператора беспилотника. В беспилотниках есть функция автоматического пилотирования, но в случае потери связи со спутником GPS, к которому они привязаны, требуется быстро взять его под ручное управление и лучше доверить это именно оператору.
Обучение на оператора беспилотного воздушного судна (БВС) проходит в Академии гражданской защиты МЧС России и занимает три месяца. По окончании этого срока, будущий оператор БВС получает диплом государственного образца и сертификат-разрешение на использование БВС весом до 30 кг.
Испытания беспилотников проводятся на специально оборудованных полигонах.
Ольга Горбунова