17 января на вооружение Южного авиационно-спасательного центра МЧС России поступили уникальные вертолёты новых модификаций. Один
из них и вовсе первый серийный экземпляр в стране. Газета «Спасатель» пообщалась с начальником центра Александром Куликом, который
рассказал, как инновационная техника расширит возможности спасателей.
Александр Валерьевич, давайте начнём с того, каким выдался 2022 год для Южного авиационно-спасательного центра МЧС России?
— Он был насколько насыщенным, настолько и тяжёлым. Как известно, 24 февраля из-за СВО часть воздушного пространства на юге страны была закрыта для гражданских самолётов. Ограничения коснулись и Ростова-на-Дону, основного аэропорта базирования Южного АСЦ.
Естественно, это не могло не отразиться на нашей работе. В частности, пришлось перенести учебно-тренировочные полёты в Минеральные воды.
Конечно, в целом это увеличило нагрузку: выросло количество командировок, выездов техники. Но мы справились, хотя задач с каждым годом становится всё больше и больше. Это, прежде всего, пожары, ЧП на воде, поиск туристов в горах. Поэтому, даже несмотря на закрытое небо, работы хватало. Только в прошлом году выполнено свыше трёх с половиной тысяч полётов, общий налёт составил 2616 часов. Кроме того, наши лётчики работают не только на юге России, но и по всей стране.
Как раз одной из самых сложных операций стала борьба с лесными пожарами в Рязанской области в середине августа. Сильная жара и шквалистый ветер привели к быстрому распространению огня. Сотни гектаров горящего леса и на земле, и с воздуха тушил целый пожарный десант из разных регионов. С воздуха работало 19 единиц авиатехники, от нас — самолёт-амфибия Бе-200 и вертолёт Ми-8. Также наши лётчики тушили масштабный пожар в УстьДонецком лесничестве в Ростовской области и горящий камыш в левобережном районе Ростова. При тушении природных пожаров лётчиками-спасателями совершено 690 сливов и сброшено 2614 т воды. Все эти цифры подтверждают потребность в постоянном пополнении подразделений авиатехники, адаптированной под задачи МЧС с учётом современных реалий.
На вооружение Южного АСЦ поступили новые вертолёты Ми-8МТВ-1 и Ми-26Т2. Что можете сказать о них?
- Эти вертолёты значительно отличаются от тех машин, которые до сих пор поставлялись спасателям. В обновлённом Ми-8 полностью заменено бортовое радиоэлектронное оборудование, установлена система автоматического управления полётом, новый пилотажно-навигационный комплекс. Также вертолёт адаптирован под полёты с очками ночного видения, которые значительно расширяют его возможности во время выполнения поисковых и спасательных работ, других сложных операций. Кстати, Ми-26Т2, поступивший к нам, — первый подобный вертолёт в стране. Он отличается от базового Ми-26Т сокращённой численностью экипажа: управлять машиной могут два человека вместо пяти. В случае если для транспортировки груза задействуется внешняя подвеска, экипаж вертолёта увеличивается до трёх человек — контроль за подвеской должен осуществлять бортоператор. Кроме того, Ми-26Т2 можно эксплуатировать и в ночное время. На машину также установлены многофункциональные дисплеи вместо стандартных аналоговых приборов, что существенно снижает нагрузку на экипаж. —
Серьёзная ли требуется переподготовка на новые аппараты?
— Основное новшество в поступивших машинах — полёты с очками ночного видения. Экипажи для работы на новых вертолётах у нас уже полностью подготовлены и готовы к выполнению задач по предназначению. А вообще очень много пилотов в МЧС приходит на службу из министерства обороны, уже имея большой опыт ночных полётов. В случае необходимости какой-либо дополнительной переподготовки обучение будет проходить на наших базах, у нас всё для этого есть.
Ми-26 — очень большой геликоптер. Для каких задач он используется в МЧС?
— В Южном АСЦ уже имеется один вертолёт Ми-26, базируется в аэропорту Ростова-на-Дону. Уникальная грузоподъёмность этого винтокрылого гиганта сделала его привлекательным для тушения и локализации обширных пожаров, а также десанта пожарных подразделений и доставки техники. Он, как и его обновлённая версия, оснащён водосливным устройством ВСУ-15 вместимостью 15 т, транспортируемым на внешней подвеске. Вертолёт способен сбросить до тонны воды в секунду. Ми-26 не раз доказал свою эффективность при тушении природных пожаров, способен осуществлять забор воды в любом водоёме. На вертолёте также установлены тепловизор, система спутниковой навигации, средства индивидуальной защиты экипажа и связи с наземными пожарными подразделениями.
Какие главные отличия Ми-8МТВ-1 от базовой модели?
— Модернизация многоцелевого Ми-8МТВ-1 была произведена с учётом многолетнего опыта эксплуатации этих вертолётов в МЧС России. В базовый облик Ми-8 внедрено более 40 изменений. Это позволило увеличить время выполнения операций с длительным автономным базированием вертолёта с 30 минут до 5 часов. Ми-8МТВ-1 оснащён новейшим бортовым радиоэлектронным оборудованием и современной системой автоматического управления полётом, что позволяет использовать его в любое время суток и при плохой погоде. Система видеонаблюдения имеет две камеры, в зоне работы спасательной лебёдки и на хвостовой балке — для наблюдения за внешней подвеской. Первая обеспечивает повышение безопасности при беспарашютном десантировании и выполнении работ с внешней подвеской, вторая — позволяет контролировать положение груза на внешней подвеске. Новый Ми-8МТВ-1 адаптирован под применение очков ночного видения. Это значительно расширяет возможности выполнения спасательных операций и облегчает процесс пилотирования. Безусловно, для лётного состава пилотирование в очках ночного видения — новый вид деятельности, имеющий свои особенности и требующий формирования определённых навыков. Кроме того, при использовании очков лётчик может наблюдать за внекабинным пространством в масштабе 1:1, воспринимая его трёхмерно.
Беседовала Марина Костюкова.