Горит Дальний Восток, горит Сибирь… Почему пожары происходят так часто, что влияет на их распространение? Какова ситуация на юге России? Грозит ли нам пожарная тревога? На эти вопросы «РГ» ответил начальник управления организации пожаротушения и аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Ростовской области подполковник внутренней службы Виктор Косов.
— Виктор Георгиевич, почему сводки о пожарах сродни фронтовым? Почему при всем разнообразии техники ситуация практически не меняется, по всей стране горят массивы лесов, огонь подбирается к жилым поселкам?
Виктор Косов: Пожарная обстановка в регионе зависит от многих факторов. От погоды, от так называемой горимости. Если, скажем, в 2020 году были сильные природные пожары, то на следующий год мы условно отдыхаем. И это же означает, что в 2022-м жди беды. Пока по статистике продолжается рост, но ситуация некритическая. На юге помогло то, что до сих пор нет обычной для этого времени года жары. Но мы готовимся к неблагоприятному развитию ситуации. Еще в апреле 2022 года в области распоряжением губернатора введен особый противопожарный режим.
Однако самый важный фактор — человеческий. В 95 процентах случаев возгораний виноват именно человек и его деятельность: выжигание травы, камыша, поджоги, курение, неосторожное обращение с огнем, детская шалость. Это говорит об элементарной безалаберности. Буквально позавчера по телевизору показывали, как одна жительница решила сжечь старые квитанции. И сгорело три дома. Причем зачастую звонить 01 и вызывать профессионалов люди начинают тогда, как пожар принимает необратимый характер.
— Что становится причиной быстрого распространения огня?
Виктор Косов: Захламленные или не выкошенные вовремя участки. Если у вас во дворе полный порядок, а у соседа сухостой в пояс — угроза пожара висит над вами дамокловым мечом. О таких нарушениях противопожарной безопасности нужно сразу же заявлять в администрацию или госпожнадзор.
Кроме того, мало на каком подворье или на даче имеются первичные средства пожаротушения. Об этом люди спохватываются, лишь когда, как говорится, жареный петух клюнет. А ведь когда начинается пожар, дорога каждая секунда. Поэтому всегда под рукой, а не где-то глубоко в сарае, который-то и загорелся, должен быть огнетушитель. Емкость, наполненная водой. Запас песка. Ведро и лопата.
Очень многие пожары можно было бы ликвидировать еще в зачатке, если бы люди придерживались этих простых правил. Многие не знают, как правильно тушить огонь. Даже ведро воды правильно вылить не могут. Не в эпицентр огня надо лить, нет. Прежде всего, нужно стараться отсечь огонь в направлении распространения. То есть пролить вокруг очага. Шашлык нужно готовить только в специально оборудованных местах. Не под кронами деревьев. Один уголек, попавший в крону сосны, приведет к тому, что она превратится в факел, который будет гореть хорошо и долго: ведь сосна содержит смолянистые вещества, прекрасно поддерживающие горение. И потушить такой источник непросто.
— Чем отличается степной или лесной пожар, какой тушить сложнее?
Виктор Косов: Любой ландшафтный пожар сложный. Он никогда не повторяется, нет ни одного пожара, похожего на другой! 28 марта 2020 года прекрасно обученный, профессиональный пожарный сержант внутренней службы А. В. Кравцов героически погиб на пожаре при тушении камыша на левом берегу под Ростовом из-за резкой смены направления ветра.
Природные пожары — это же сама стихия. Я работаю в пожарной охране более 20 лет и хорошо знаю всю область. Горит там, где большие массивы камышовой растительности. Заповедники, левый берег Дона. В 2020 году горело все и одновременно. Тарасовский район, через две недели — Цимлянский.
Камыш и сухостой надо выкашивать, убирать пожнивные остатки. Копать противопожарные рвы и делать разрывы вокруг населенных мест. Обустраивать источники заправки водой, следить за состоянием подъездных путей, за исправностью водонапорных башен, ликвидировать свалки мусора. Яркий пример безалаберности — крупнейший пожар в центре Ростова в 2017 году. Возник он, как установила экспертиза, из-за перехлеста старых проводов во время сильного порыва ветра. Прибывшие пожарные автомобили не могли получить воду из гидрантов: они были пусты. Люди писали в соцсетях, что машины якобы приехали на пожар порожними. Они не знают, что одной цистерны хватает на десять минут пожаротушения. А затем воду надо пополнять, пока одна машина тушит, вторая должна стоять на гидранте, заливать воду. Эта система не сработала. Водопроводная сеть не справлялась с необходимой подачей воды к очагам горения.
— До сих пор помним самый крупный лесной пожар в Усть-Донецком районе в том же 2017 году. Какие уроки извлечены, что сделано, чтобы подобное не повторилось?
Виктор Косов: Сейчас там построена пожарная часть. Окопаны населенные пункты, каждый год производится опашка лесов.
— На дворе 21-й век, а мы чуть ли не дедовскими способами тушим огонь, почему?
Виктор Косов: Ничего нового в борьбе с огнем не придумано: вода и «медные трубы» пожарных машин. На сегодняшний момент мы укомплектованы современной техникой, связанной не только именно с тушением, но и предназначенной для спасательных работ. В Ростове самый высокий коленчатый подъемник — 72 метра, может достигать 25-го этажа. Есть на вооружении вертолеты и даже самолеты Ил-76 и Бе-200, незаменимые в тушении ландшафтных пожаров. Но без достаточного количества воды и людей это просто техника.
По нормам пожарная машина должна находиться в радиусе прибытия к месту ЧП за 10 минут в городе и за 20 минут — в сельской местности. Особое внимание сейчас уделяется развитию добровольчества: хочешь не хочешь, но именно добровольные дружины в силу своей массовости и базирования непосредственно на местах могут добраться к очагу возгорания самыми первыми и начинать ликвидировать огонь до прибытия профессиональных команд. Особенно важна их роль в сельской местности, где пожарная часть может быть одна на несколько поселений. Но и в крупных городах они очень востребованы. Так, в Ростове добровольческий пожарный отряд ДГТУ участвует в тушении всех крупных пожаров. Сейчас в области действует 244 подразделения добровольцев общей численностью 4300 человек. Это очень ощутимое подспорье.
Помимо этого, на пожары и ЧС выдвигаются ведомственные подразделения и муниципальные службы — действуют все вместе, независимо от формы собственности, ведомственной или территориальной принадлежности. Когда нужно, донские пожарные принимают участие в ликвидации огня и в других регионах нашей страны. Так это было всегда: пожар нужно тушить всем миром.