Ровно шесть лет назад, в 3.50 утра 19 марта 2016 года на Дону произошла катастрофа, которую невозможно забыть. Рано утром 19 марта авиалайнер «Boeing 737» авиакомпании «Fly Dubai» выполнял регулярный пассажирский рейс по маршруту «Дубай — Ростов-на-Дону». В течение двух часов при сложных погодных условиях он пытался дважды зайти на посадку в аэропорту Ростова-на-Дону.
В результате, после второй неудачной попытки во время набора высоты лайнер начал резкое снижение и на большой скорости рухнул на землю около взлетно-посадочной полосы старого ростовского аэропорта и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту. Это 62 человека - 55 пассажиров и 7 членов экипажа.
Накануне в «КП — Ростов-на-Дону» поговорили с человеком, который принимал участие в ликвидации последствий этой катастрофы. Сегодня Виктор Косов - начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ ГУ МЧС по Ростовской области.
«ПРОСЫПАЙСЯ! У НАС УПАЛ САМОЛЕТ»
- Виктор Георгиевич, катастрофа произошла в 3.50 утра. Как вы узнали о случившемся?
- В то время в Ростовской области из-за сильного юго-западного ветра возникла угроза нагонных явлений на реке Дон. Аэромобильная группировка ГУ МЧС России по Ростовской области была сосредоточена в местах возможного подтопления. Я же собирался в отпуск с понедельника, был в предотпускном настроении, - вспоминает Виктор Косов. - Вдруг в четыре часа утра звонит начальник управления пожаротушения и говорит: «Давай, просыпайся! У нас упал самолет...».
- Я спросонья сразу не понял: думал, кукурузник, а потом оказалось, что это Боинг 737 с пассажирами, - тяжело вздыхает собеседник
- И что увидели на месте трагедии?
- Когда прибыл на место, было еще темно. Первое, что я увидел на взлетно-посадочной полосе, это тело стюардессы, затем - части самолета, все. А когда рассвело, открылся весь масштаб этой трагедии.
Фронт поисково-спасательных работ-мы разбили на 10 участков и собирали фрагменты, которые должны были заинтересовать Следственный комитет. Черные ящики нашли почти сразу, двигатели были почти целые — их сложно разрушить, а еще - куски фюзеляжа. В остальном от самолета остались лишь мелкие фрагменты. Впрочем, от людей тоже.
ВЕТЕР ПРОБИРАЛ ДО КОСТЕЙ
- Вас в силу службы, наверное, уже ничем не удивить. Но какое самое яркое впечатление осталось от того страшного дня?
- Кроме стюардессы, были еще фрагменты тел. Но самое страшное — это детский сандалик...
В той ликвидации было задействовано около 700 человек. Оперативно на место прибыла аэромобильная группировка ГУ МЧС России по Ростовской области, дежурившая в местах возможных подтоплений, Донской спасательный центр МЧС России из Аксайского района. Также была задействована аэромобильная группировка ставропольских спасателей.
Очень много молодых ребят участвовали в ликвидации той чрезвычайной ситуации, И у меня такие опасения были, что кто-то сломается, уволится. Но нет, таких не оказалось. Пацаны наши — молодцы: отработали от и до. И продолжили дальше свою службу.
- Такое не забывается...
- Да, но в этот момент главное подальше задвинуть эмоции и заниматься своей работой методично, не задумываясь ни о чем. К тому же, погода в то время была сложная: в один день и снег, и град, и дождь, и ветер сумасшедший, а это - открытое пространство.
Спасибо нашим ростовским предприятиям питания — пригнали свои "ГАЗели" с едой, мы "полевую кухню" развернули, а еще было десять машин с кофе от местного предпринимателя. Только и успевали раздавать кофе и чай — ими и грелись.
Я не уезжал домой, чтобы не тратить время на дорогу. Мы были в палаточном городке. Приехали ближе к утру субботы, а с площадки нас вывели только в понедельник, в середине дня.
«МНЕ ПИСАЛИ: «ПОДТВЕРДИ, ЧТО ЭТОГО НЕ БЫЛО»
- Вы бы выделили этот случай как особенный среди тех, что пришлось видеть за двадцать с лишним лет?
- За время службы много с чем сталкивался, но... Мне 40 лет, больше половины жизни я прослужил в пожарной охране. Не знаю даже как правильно сформулировать. В любом случае эту катастрофу я не забываю. Нет-нет, а в голове появляется. Не снится. Но помнить о ней, я помню. Если такое происходит, все равно ты это помнишь и не забываешь. И крушение поезда в Белой Калитве, и когда в 2017 году горел центр Ростова, и лесные пожары в Краснодарском крае.
Все крупные события не забываешь, ведь это бесценный опыт, который помогает тебе минимизировать потери при будущих чрезвычайных ситуациях.
- Тогда в интернете гуляли мнения, что и катастрофы никакой не было. Слышали такое?
- Когда вернулся домой и зашел в соцсети, был неприятно удивлен. Многие уже бывшие товарищи писали: «Подтверди, что ничего не было». Думали, что это уловка, чтобы отвлечь от суда над Савченко. Этих нескольких человек я отправил в "черный список".
Я жил тогда в микрорайоне Чкаловском и не слышал звуков крушения, но видел своими глазами его последствия. А мой товарищ жил в том районе: его жена ночью встала укачивать ребенка и видела этот взрыв. Катастрофа была, и я о ней помню.
Кристина Круговых