Инструкцией по выживанию поделилась диспетчер МЧС из Ростова с 21-летним стажем
41-летняя ростовчанка Наталья Скородинская половину жизни занимается тем, что спасает людей. Она – диспетчер МЧС. Вызовы на ее пульт поступают со всего города и области. В обязанности специалиста входит не только ответ на звонок, но и правильное распределение сил и средств личного состава.
Именно диспетчеры направляют по адресу пожарные расчеты и решают, какое количество людей и техники стоит задействовать в той или иной ситуации.
НЕ СПАТЬ 24 ЧАСА
График Натальи сильно отличается от привычных будней большинства работающих людей. На смену она заступает в восемь утра. И все последующие 24 часа для женщины – рабочие, потом – три дня выходных. Во время суточного дежурства спать не приходится. Но спасают кофе и сила воли.
- Чашек пять выпиваю за смену. Но вот энергетики категорически не приветствую, - рассказывает женщина.
В течение суток выходить из здания нельзя даже на 10 минут, поэтому с собой, помимо кофе, должна быть и еда. Наталья признается: не спать сутки – тяжело, но за 21 год работы организм адаптировался и к такому расписанию.
По словам женщины, за все это время каких только звонков не поступало. При средней загрузке смена диспетчеров принимает около 150 вызов в день. Но случается - и по 250-300!
- К примеру, когда был очередной шквал сообщений о ложных заминированиях, только за одну смену мы приняли 80 таких звонков, - говорит ростовчанка.
И даже, несмотря на то, что очевидно: вызов – ложный, не отправить расчет на место диспетчер просто не имеет права.
А однажды, в 2014 году, когда начались бои на Донбассе и ростовчане стали особенно бдительными, женщина и вовсе приняла звонок о... подозрительном ананасе. Фрукт валялся на обочине дороги, а прохожий решил, что он может быть нашпигован взрывчаткой.
- Наши ребята приехали на вызов. К счастью, ананас оказался не опасным, - смеется Наталья.
А на днях спасатели осматривали две коляски.
- Мамочки с детьми отлучились с площадки. Коляски стояли пустыми, ростовчанин на всякий случай вызвал специалистов, чтобы проверили - не заминированы ли они,- пояснила женщина.
К счастью, коляски тоже оказались не опасными.
- За все годы моей работы в МЧС еще ни одно сообщение о минировании, слава Богу, не подтвердилось, - говорит ростовчанка.
ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ
А однажды Наталье пришлось давать по телефону инструкции восьмилетнему мальчику, в квартире у которого начался пожар. Этот разговор стал для женщины самым трудным за всю жизнь.
- Ребенок был дома один, когда вспыхнул пожар, - вспоминает диспетчер. - При это он сообразил позвонить на 01. Вызов приняла я. По описанию стало ясно, что уже почти вся квартира в дыму и выбраться из нее он не сможет. Коллеги передали информацию о пожаре расчету, и пока ребята ехали по адресу, я разговаривала с мальчиком.
Наталья сказала школьнику, чтобы тот спрятался в кухне, потому что только в этой комнате еще можно было дышать, потом - посоветовала заткнуть щель под дверью мокрым полотенцем, а вторым - накрыть рот и нос.
- Мальчик выполнил указания, - рассказывает Наталья. - Я продолжала оставаться с ним на линии, успокаивала. Ребенок держался стойко. А потом он сказал: «Тетя, мой попугайчик перестал петь». И у меня оборвалось сердце. Я поняла, что питомец уже задохнулся. Очень боялась, что ребенка может постичь та же участь.
К счастью, пожарные приехали вовремя. Они срезали решетку на кухонном окне и вытащили мальчонку из квартиры.
ЗЛЫЕ ШУТКИ
Но не всегда дети звонят только в случае ЧП. Зачастую – просто побаловаться.
- То говорят, что видят пожар, и, не называя адреса, бросают трубку. То и вовсе обругают нецензурными словами, - говорит ростовчанка.
Несмотря на то, что работа в диспетчерской – не самая простая, требует эмоциональной отдачи и психологической стойкости, в другой сфере Наталья себя не видит. Говорит, что, помогая другим, становится счастливей сама.
Кстати, по маминым стопам хочет пойти и младшая десятилетняя дочка.
- А вот старшая, ей 16 лет, мечтает стать врачом, - сказала Наталья. – Мы с мужем поддерживаем девчонок, ведь обе профессии важны и нужны.
Анна Шиляева.