«Пылающая» Якутия и лесные пожары в Нижегородской области: лучший в стране летчик – спасатель рассказал о по-настоящему мужской работе
Ростовчанин уже давно не планирует семейные торжества, а в отпуск ходит исключительно зимой, но отказаться от профессии просто не в силах
Практически вся жизнь донского пилота, 54-летнего Олега Филатова, связана с небом. Выпускник летного военного училища долгие годы служил в военной авиации. Пожалуй, истребителями он управляет лучше, чем автомобилем. Фигуры сложного пилотажа сделает даже с закрытыми глазами.
ВЗЛЕТНАЯ ПОЛОСА
В 90-ые в его воинской части пошли сокращений. Так Олег Филатов поставил точку в военной карьере. Говорит, что именно эта ситуация стала для него настоящей взлетной полосой.
Практически сразу после увольнения с военной службы он устроился в МЧС. Последние годы Олег Филатов работает в Южном авиационно-спасательном центра МЧС России.
Олег – командир самолета нового поколения – БЕ-200, в народе называемого «Амфибией». В этом году ростовчанин по итогам ежегодного Всероссийского конкурса «Созвездие мужества» был признан лучшим в стране летчиком-спасателем.
Как рассказал победитель состязания, в зону ответственности его экипажа входит борьбы с лесными пожарами.
Самая горячая пора в прямом и переносном смысле для летного отряда – лето-осень, когда в России начинают полыхать лесные пожар.
- Мы боремся с огнем по всей стране. В 2017 году сильно горели леса в Чите, потом - на Верхнем Дону. С ребятами тушили их недели две –три, сделали тогда, минимум 30 вылетов. После – сразу же Волгоград, затем «пылала» Махачкала, - вспоминает командир БЕ-200.
Этим летом была Якутия, где сгорело почти 8,5 миллионов гектаров леса. А дым от пожаров дошел до Сахалина и даже Аляски. Уже признано, что лесные пожары в Якутии являются самыми крупными в мире за весь нынешний год. Затем решением руководства МЧС России команда летчиков Южного авиационно-спасательного центра МЧС России были передислоцирована в Нижний Новгород, для недопущения распространения пожара в г.Саров. За время работы экипажами Бе-200 было совершено более 240 часов налета, на очаги лесных пожаров выполнено более 600 сливов воды, объемом свыше 4,6 тыс. тонн.
Жена и дочь не видят Олега месяцами. Впрочем, такое происходит в их семье почти каждое лето.
«ДЫМ – НАШ ВРАГ»
Позапрошлый год пилот, к примеру, три месяца жил в Турции. Правда, загорать ему не довелось.
- Там горели леса в горах. Очень сложная была обстановка. Тушили пожары и под Антальей, и под Измиром, и под Испартой, - продолжает летчик.
Сложность пожаров в Турции Олег Филатов объяснил особенностями горного рельефа и тем , что воду приходилось забирать, зачастую, с моря.
- Ну, во - первых, когда забор идет с моря, надо постараться удержать самолет на водной поверхности и при этом глиссировать (двигаться по воде – прим. ред.) на скорости не меньше, чем 190 километров в час, - поясняет мужчина.
Если же чуть сбавить обороты или, допустим, не удержать определенный угол наклона самолета относительно водной поверхности, то может случиться беда.
- Борт может отскочить от воды и разбиться. К счастью, на моей практике такого никогда не происходило, - продолжает пилот.
А вот в турецком Хатайе ростовским летчикам пришлось столкнуться с другой трудностью.
- Хатай окружен высокими горами. Пожар начался внизу, пламя подпутало к населенному пункту. Сложность заключалась в том, что было крайне неудобно подбираться к точкам сброса воды. Было просто не видно из-за дыма, куда сбрасывать воду, - рассказывает Олег.
Кстати, даже не огонь, а дым самый страшный враг для тех, кто тушит пожар с неба.
- Из-за дыма падает видимость и есть риск попасть в так называемые «густые дымы», - говорит Олег.
Если такое произойдет, то может попросту отказать двигатель и самолет упадет. При этом никогда нельзя заранее просчитать обстановку на месте ЧП. Каждый пожар, говорит спасатель, по –своему уникален.
«ЗУБНАЯ ЩЕТКА ВСЕГДА С СОБОЙ»
С 15 апреля по 15 октября у всех летчиков – спасателей режим повышенной готовности. Все эти полгода они должны в течение часа с момента приказа вылететь на пожар. Причем , география не предсказуема. Могут оправить и в Хабаровск, и во Владивосток.
- Просто именно эти месяцы считаются пожароопасным периодом. Хотя и в остальное время года также могут экстренно вызвать на пожар, - поясняет ростовчанин
Поэтому с собой на работу Олег всегда берет зубную щетку и бритвенный набор.
- Никогда не знаешь, где будешь вечером – дома или на другом конце страны. А сколько было семейных праздников, которые я пропустил, в том числе – и свой юбилей. Жена, конечно, ворчит. Еще больше ей не нравится, что отпуск беру, как правило, в феврале, - продолжает Олег Филатов.
Но, несмотря на специфику такого графика, без неба ростовчанин свою жизнь уже не представляете. Так же не видит он себя и в гражданской пассажирской авиации. И дело вовсе не в отсутствии навыков управления лайнером.
- Вы знаете, когда мы с ребятами с неба потушили очередной участок горящего леса, то сразу видим плоды труда. В такие моменты понимаешь, что делаешь настоящее дело. Даже в военной авиации у меня не было такого чувства морального удовлетворения. Там же ведь во время учений мы боролись с вымышленным врагом, а в МЧС - с настоящим, с огнем, - сказал самый лучший в стране летчик – спасатель.
Анна Шиляева, Ростов-на-Дону