Брат за брата
Ирина ПОТЕРЯ, газета "Комсомольская правда-Ростов"
В Ростовской области в пожарной части служат братья-близнецы - Николай и Алексей Калюжные.
Братья, как и положено близнецам, делают все вместе с самого детства. Вдвоем пошли в первый класс, затем - в железнодорожный техникум, в армию, где получили профессию военного повара. И также вместе решили связать себя пожарной службой. Рука об руку, плечом к плечу, точно зная, с кем пойдут в разведку.
«ПЕРЕЖИВАНИЕ ДРУГ ЗА ДРУГА - НА УРОВНЕ ИНТУИЦИИ»
-Я - старший мастер пожарный (спасатель), и Алексей старший мастер пожарный, - говорит Николай Калюжный, младший (на полчаса) из братьев. - У меня двое детей, у него - тоже. Мне скоро 40 лет стукнет, и (смеясь) — ему. Главного среди нас нет, что-то я делаю хорошо, а что-то - Леша.
Первое время близнецы вместе выходили на смену, но после курьезных ситуаций, когда коллеги и руководство путались в том, кто стоит перед ними, их разделили.
- Спасибо за это решение, - улыбаются Калюжные и тут же поясняют, - все, что говорят о близнецах, о переживании друг за друга, - полная правда. Это на уровне интуиции. Брат еще на дорогу не вышел, а ты чувствуешь опасность, которая ему угрожает. Когда работаешь на пожаре, то надо оперативно действовать, ведь каждая секунда на вес золота, а, бывает, дергаешься, переживаешь за брата, который, к примеру, первым вошел в горящий дом. В разных сменах стало поспокойнее.
В ЛАГЕРЕ ДЛЯ БЕЖЕНЦЕВ СТАЛИ ПОВАРАМИ
Но во время ликвидации крупных происшествий они всегда вместе. Когда почти три года назад на Донбассе начались боевые действия, а в Ростовскую область хлынули первые беженцы, на российско-украинской границе решили установить четыре полевых лагеря, чтобы принимать людей, спасающихся от войны. Братья отправились к контрольно-пропускному пункту «Матвеев Курган».
Пока коллеги ставили палатки, Калюжные занялись полевой кухней, вспомнив о другой своей профессии - повара. Поначалу готовили горячие обеды для тех, кто помогал беженцам, но вскоре возникла необходимость в обеспечении питанием всех обитателей городка.
- Когда стрелять начали почти рядом, количество беженцев превысило тысячу (рекорд был чуть-чуть позже - три тысячи беженцев), большинство - дети, старики, женщины, - рассказывает Николай. - У нас спросили: «Можете приготовить больше порций»? Мы прикинули: а почему и нет? Спасибо, учителя в армии были отличные.
Они вставали в пять утра, чтобы растопить несколько полевых печей и приготовить завтрак, три часа уходило на приготовление обеда, а затем и ужина. Для братьев эта была большая проверка на прочность. За первую неделю работы палаточного лагеря Николай Калюжный похудел на десять килограммов. Поняв, что в таком ритме долго не протянуть, близнецы стали дежурить по неделям. Постепенно территория кухни росла - появились склад продуктов, холодильники, пищевой цех.
- Требования к кухне были высокими, ведь было лето, жара, существовала теоретическая угроза распространения кишечной инфекции, но нас эта беда миновала, - не без гордости говорит Николай Калюжный. - Согласно правилам, салатов не делали. К примеру, подавали только целый огурец. Но старались меню сделать разнообразнее.
- (смеясь) Принимали даже заказы от беженцев. Они же научили нас готовить суп из гречки, - продолжает беседу Алексей. - У нас, в Ростовской области, это блюдо не в чести, а, как оказалось, на Донбассе очень популярно.
Но больше всего братья запомнили не усталость, а открытость и доброту местных жителей. В палаточный лагерь приезжали со всей округи. Кто-то вез муку, кто-то - крупу и хлеб, третьи - игрушки и книги. Некоторые приезжали и предлагали беженцам переселиться в их пустующие квартиры и дома.
- Утром встаешь, еще не умылся, а дедушка с соседнего хутора у кухни топчется - два ведра клубники принес, - рассказывают братья. - Ну, как не гордиться таким народом?
Но об основной профессии все-таки пришлось вспомнить. Однажды рядом с лагерем загорелась сухая трава (подозревают, что пожар спровоцировал снаряд, прилетевший со стороны Украины). Огонь направлялся в сторону палаток.
- А у нас на кухне все, как положено, в том числе были огнетушители, - говорит Алексей. - Я побежал работать. До приезда первого расчета удалось локализовать огонь, не подпустить к лагерю.
СПАСАТЕЛЬ - ОБРАЗ ЖИЗНИ
Оба брата Калюжные награждены ведомственной медалью МЧС России «За отвагу при пожаре». Николай - в 2010 году, Алексей - в 2013. Они признаются, что никогда не считали количество спасенных жизней. В самом начале своей служебной карьеры гордились каждым случаем, что-то рассказывали в семье, но потом поняли: не стоит волновать родных.
- Когда в аэропорту Ростова-на-Дону рухнул Boeing (катастрофа произошла в феврале прошлого года, - прим. авт.), мне позвонила мама, которая увидела сюжет по телевизору, сухо спросила, мол, вместе ли мы, ответил, что да и заняты, больше она не стала ничего спрашивать, - говорит Алексей. - Уже знает, что промолчим. О том, что видели, лучше не рассказывать.
- Спасатель - это не только наша профессия, скорее, это образ жизни, - говорят Калюжные. - Когда с полевой кухней (а теперь часто выезжаем с ней на ликвидации крупных ЧС), то спасаем от голода коллег, сутками работающих в жару и холод. В другое время выручаем людей из огня и воды, а бывало, и из снега. В профессии уже столько лет, что по другому себя не видим.
КСТАТИ
Любимые высказывания братьев Калюжных
- Бойся всегда дыма. Он как сладкая смерть: подкрадывается незаметно. А вот огонь сразу почувствуешь.
- Не надо бояться ни огня, ни воды - надо относиться к ним с уважением, тогда плохого не сделают.
- Правила безопасности, как правила дорожного движения, написаны кровью.