Методические рекомендации по контролю ЛСО
Методические рекомендации
по организации создания и содержания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.
В ходе работы по контролюсоздания и содержания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и готовность их к применению на территории муниципального образования необходимо установить:
1. Наличие руководящих документов по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и знание их требований руководящим составом объекта (руководитель, главный инженер, энергетик, специалист связи, начальник штаба ГО);
2.Паспорт ЛСО( Книга или папка с документами):
- паспорт ЛСО;
-приказ руководителя на создание ЛСО;
- техническое задание на создание ЛСО;
-план мероприятий по созданию ЛСО;
-проектно сметная документация со схемой организационно-технического построения ЛСО и пояснительной запиской;
-договора с подрядчиком на закупку оборудования,
проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;
-справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утверждённому проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.0151-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;
-приказ руководителя о назначении комиссии по проверке готовности и приёму ЛСО;
-план работы приёмочной комиссии;
-акт проверки готовности ЛСО с: протоколом испытаний, замечаниями и рекомендациями с выводом о выполнении требований технического задания;
-приказ руководителя о приёме, вводу в эксплуатацию и назначении ответственных должностных лиц за эксплуатационно-техническое обслуживание ЛСО;
- план организационных мероприятий по оповещению населения не охваченного ЛСО.
3. Наличие и состояние технических средств оповещения, соответствие организации технического обслуживания технических средств оповещения требованиям:
-технические средства оповещения приказом руководителя должны быть закреплены за специалистами, прошедшими специальную подготовку и стажировку, имеющих практические навыки в использовании техники по назначению, в её техническом обслуживании, сдавшими зачёты по знанию правил и особенностей технического обслуживания технических средств оповещения, знанию правил техники безопасности, прошедших инструктаж по технике безопасности;
4.Наличие и ведение документов учёта технического обслуживания технических средств оповещения:
-формуляр на изделие;
-книга учёта технического состояния средств оповещения.
5.Организация контроля готовности ЛСО:
-технические проверки готовности ЛСО к задействованию без включения оконечных средств оповещения проводятся - ежедневно дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путём передачи сигнала (речевого сообщения) «техническая проверка»;
-комплексная проверка с запуском оконечных устройств (речевого и звукового оповещения) на объекте проводится ежемесячно, (раз в квартал с запуском с пункта управления департамента предупреждения и ликвидации ЧС Ростовской области) с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления по делам ГО и ЧС, должностных лиц потенциально опасного объекта, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;
-результат контроля готовности записывается в книгу учёта технического состояния технических средств оповещения.
6.Уровень подготовки дежурного диспетчера по организации оповещения и наличие:
-персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения проверяется опросом ;
-наличие и соответствие требованиям инструкции по организации оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;
-наличие плана (схемы) организации оповещения;
- в должностной инструкции проверить наличие пункта вменяющего в обязанность диспетчеру организацию оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения в чрезвычайных ситуациях.
7. Оценить готовность локальной системы оповещения:
Критериями оценки готовности систем оповещения могут быть:
- исправность оборудования систем оповещения и оконечных устройств;
- уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;
- наличие и ведение документации на технические средства системы оповещения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
- сопряженность ЛСО с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (ТАСЦО);
- способность дежурной службы организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;
- возможности по охвату оповещением.
- наличие паспорта ЛСО с установленным перечнем документов.
Готовность локальной системы оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях может быть оценена:
"готова к выполнению задач", если:
-создана и готова к работе локальная система оповещения;
-локальная система оповещения сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть включены в ТАСЦО);
-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;
-технические средства локальной системы оповещения исправны;
-локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, персона всех организации и не менее 80% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами автоматизированной системы централизованного оповещения;
-уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению
-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;
"ограниченно готова к выполнению задач", если:
-создана и готова к работе локальная система оповещения;
-локальная система оповещения не сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть не включены в ТАСЦО);
-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;
-технические средства локальной системы оповещения исправны;
-локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, все организации и не менее 70% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами
автоматизированной системы централизованного оповещения.
- уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначении
-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;
"не готова к выполнению задач", если:
- не создана локальная система оповещения;
-технические средства оповещения (электросирены) имеются, исправны, поддерживаются в готовности к применению;
-радиотрансляционная сеть отсутствует;
-технические средства оповещения не сопряжены с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения;
-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;
-уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;
-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».
-системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, частично организации в зоне действия системы оповещения, проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности;
-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций;
- работы по развитию (реконструкции) системы оповещения не ведутся;
- не организовано оповещение населения, не охваченного средствами системы оповещения в зоне действия ЛСО;
-паспорт ЛСО не разработан (разработан не в полном объёме).
По результатам проверки оформить актоценки готовности локальной системы оповещения потенциально опасного объекта, довести до руководителя под роспись, организовать контроль устранения недостатков.
Основные требования руководящих документов по вопросам создания и содержания локальных систем оповещения
№ п.п. |
Наименование документа |
Требования
|
1 |
Федеральные законы: «О гражданской обороне» от 12.02.98 г. N 28-Ф3; «О внесении дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне» от 09.10.02 г. № 123-ФЗ.
|
Ст. 2. Основными задачами в области гражданской обороны являются: оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Ст. 7. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны Ст. 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны; Ст. 9. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения. |
2 |
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. N 68-ФЗ |
Ст. 11 п. 1 . Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: ...обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций Ст.1 1. п.2. Органы местного самоуправления самостоятельно: ...обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. Ст. 14. Организации обязаны: создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; ...оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. |
3 |
Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов» |
1 . Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обеспечить: включение в проекты на строительство потенциально разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения; - проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах; -создание объединенных локальных систем оповещения для группы потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов ГО, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон). |
2. Установить зоны действия локальных систем оповещения: в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта); в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов; в районах размещения гидротехнических объектов – на расстоянии до 6 км от объектов. | ||
3. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять: а) при строительстве новых потенциально опасных объектов – за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов; б) на действующих потенциально опасных объектах: осуществляющих хозяйственную деятельность – за счет собственных средств этих объектов; находящихся на бюджетном финансировании – за счет средств соответствующих бюджетов; в) при создании объединенных локальных систем оповещения – за счет долевого участия потенциально опасных объектов. | ||
4. Возложить ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов: на министерства, ведомства и организации, введении которых находятся потенциально опасные объекты, - рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий и учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов ГО; органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, - остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения. | ||
4 |
Постановление Правительства от 1.марта 1977года «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для олповещения и информирования населения РФ в ЧС мирного и военного времени» |
1. Радиотрансляционные сети и радиовещательные станции (независимо от форм собственности), включая радиопередатчики звукового сопровождения телевидения могут быть использованы органами управления ГОЧС всех уровней РСЧС по согласовании. с территориальными органами Госкомсвязи России и телерадиокомпаниями для оповещения и информирования населения РФ. Сети проводного вещания и радиовещательные станции, кроме радиопередатчиков звукового сопровождения телевидения, могут быть использованы также для передачи условных сигналов в территориальных системах централизованного оповещения. Право на использование сетей радио и сетей проводного вещания предоставляется органам исполнительной власти субъекта РФ. |
5 |
|
|