Методические рекомендации по контролю ЛСО

Методические рекомендации

по организации создания и содержания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

В ходе работы по контролюсоздания и содержания локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и готовность их к применению на территории муниципального образования необходимо установить:

1. Наличие руководящих документов по созданию локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов и знание их требований руководящим составом объекта (руководитель, главный инженер, энергетик, специалист связи, начальник штаба ГО);

2.Паспорт ЛСО( Книга или папка с документами):

- паспорт ЛСО;

-приказ руководителя на создание ЛСО;

- техническое задание на создание ЛСО;

-план мероприятий по созданию ЛСО;

-проектно сметная документация со схемой организационно-технического построения ЛСО и пояснительной запиской;

-договора с подрядчиком на закупку оборудования,

проведение строительно-монтажных и пуско-наладочных работ;

-справки о соответствии локальной системы оповещения и смонтированного оборудования утверждённому проекту, о выполнении строительно-монтажных работ в соответствии с требованиями СНиП 2.0151-90, о результатах контрольных измерений, испытаний и опробования оборудования и системы;

-приказ руководителя о назначении комиссии по проверке готовности и приёму ЛСО;

-план работы приёмочной комиссии;

-акт проверки готовности ЛСО с: протоколом испытаний, замечаниями и рекомендациями с выводом о выполнении требований технического задания;

-приказ руководителя о приёме, вводу в эксплуатацию и назначении ответственных должностных лиц за эксплуатационно-техническое обслуживание ЛСО;

- план организационных мероприятий по оповещению населения не охваченного ЛСО.

3. Наличие и состояние технических средств оповещения, соответствие организации технического обслуживания технических средств оповещения требованиям:

-технические средства оповещения приказом руководителя должны быть закреплены за специалистами, прошедшими специальную подготовку и стажировку, имеющих практические навыки в использовании техники по назначению, в её техническом обслуживании, сдавшими зачёты по знанию правил и особенностей технического обслуживания технических средств оповещения, знанию правил техники безопасности, прошедших инструктаж по технике безопасности;

4.Наличие и ведение документов учёта технического обслуживания технических средств оповещения:

-формуляр на изделие;

-книга учёта технического состояния средств оповещения.

5.Организация контроля готовности ЛСО:

-технические проверки готовности ЛСО к задействованию без включения оконечных средств оповещения проводятся - ежедневно дежурным диспетчером потенциально опасного объекта путём передачи сигнала (речевого сообщения) «техническая проверка»;

-комплексная проверка с запуском оконечных устройств (речевого и звукового оповещения) на объекте проводится ежемесячно, (раз в квартал с запуском с пункта управления департамента предупреждения и ликвидации ЧС Ростовской области) с доведением проверочных сигналов и информации оповещения до органов управления по делам ГО и ЧС, должностных лиц потенциально опасного объекта, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

-результат контроля готовности записывается в книгу учёта технического состояния технических средств оповещения.

6.Уровень подготовки дежурного диспетчера по организации оповещения и наличие:

-персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения проверяется опросом ;

-наличие и соответствие требованиям инструкции по организации оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

-наличие плана (схемы) организации оповещения;

- в должностной инструкции проверить наличие пункта вменяющего в обязанность диспетчеру организацию оповещения персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения в чрезвычайных ситуациях.

7. Оценить готовность локальной системы оповещения:

Критериями оценки готовности систем оповещения могут быть:

- исправность оборудования систем оповещения и оконечных устройств;

- уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;

- наличие и ведение документации на технические средства системы оповещения в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

- сопряженность ЛСО с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (ТАСЦО);

- способность дежурной службы организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

- возможности по охвату оповещением.

- наличие паспорта ЛСО с установленным перечнем документов.

Готовность локальной системы оповещения к действиям в чрезвычайных ситуациях может быть оценена:

"готова к выполнению задач", если:

-создана и готова к работе локальная система оповещения;

-локальная система оповещения сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть включены в ТАСЦО);

-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;

-технические средства локальной системы оповещения исправны;

-локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, персона всех организации и не менее 80% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами автоматизированной системы централизованного оповещения;

-уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению

-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

"ограниченно готова к выполнению задач", если:

-создана и готова к работе локальная система оповещения;

-локальная система оповещения не сопряжена с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения (электросирены, внутренняя трансляционная сеть не включены в ТАСЦО);

-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;

-технические средства локальной системы оповещения исправны;

-локальной системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, все организации и не менее 70% населения в зоне действия локальной системы оповещения, ведутся работы по ее развитию (реконструкции), проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности, организовано оповещение населения, не охваченного средствами

автоматизированной системы централизованного оповещения.

- уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначении

-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций и населения в зоне действия локальной системы оповещения;

"не готова к выполнению задач", если:

- не создана локальная система оповещения;

-технические средства оповещения (электросирены) имеются, исправны, поддерживаются в готовности к применению;

-радиотрансляционная сеть отсутствует;

-технические средства оповещения не сопряжены с территориальной автоматизированной системой централизованного оповещения;

-организована и функционирует связь в интересах службы спасения на базе телефонного номера 01;

-уровень подготовки обслуживающего персонала обеспечивает поддержание технических средств системы оповещения в готовности к применению по назначению;

-документация на технические средства системы оповещения заведена и ведется в соответствии с требованиями приказа МЧС РФ, Министерства информационных технологий и связи РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 7 декабря 2005 г. № 877/138/597 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения».

-системой оповещения, охватываются весь персонал объекта, частично организации в зоне действия системы оповещения, проводятся мероприятия по обеспечению ее постоянной готовности;

-дежурная служба способна организовать оповещение персонала, рабочих и служащих организаций;

- работы по развитию (реконструкции) системы оповещения не ведутся;

- не организовано оповещение населения, не охваченного средствами системы оповещения в зоне действия ЛСО;

-паспорт ЛСО не разработан (разработан не в полном объёме).

По результатам проверки оформить актоценки готовности локальной системы оповещения потенциально опасного объекта, довести до руководителя под роспись, организовать контроль устранения недостатков.

Основные требования руководящих документов по вопросам создания и содержания локальных систем оповещения

п.п.

Наименование документа

Требования

1

Федеральные законы:

«О гражданской обороне» от 12.02.98 г. N 28-Ф3;

«О внесении дополнений в Федеральный закон «О гражданской обороне» от 09.10.02 г. № 123-ФЗ.

Ст. 2. Основными задачами в области гражданской обороны являются: оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Ст. 7. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и

поддерживают в состоянии постоянной готовности технические системы управления гражданской обороны

Ст. 8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на соответствующих территориях: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны;

Ст. 9. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, Установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации: создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения.

2

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.94 г. N 68-ФЗ

Ст. 11 п. 1 . Органы государственной власти субъектов Российской Федерации: ...обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций

Ст.1 1. п.2. Органы местного самоуправления самостоятельно: ...обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Ст. 14. Организации обязаны: создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях; ...оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

3

Постановление Правительства РФ от 1 марта 1993 г. N 178 «О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально-опасных объектов»

1 . Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, министерствам, ведомствам и организациям, в ведении которых находятся потенциально опасные объекты, обеспечить: включение в проекты на строительство потенциально разделов, предусматривающих создание локальных систем оповещения;

- проектирование и строительство локальных систем оповещения на действующих потенциально опасных объектах;

-создание объединенных локальных систем оповещения для группы потенциально опасных объектов, размещенных компактно в пределах крупных промышленных центров (зон), с централизованным управлением от местных штабов ГО, включив их проектирование и строительство в генеральные планы развития промышленных центров (зон).

2. Установить зоны действия локальных систем оповещения:

в районах размещения ядерно и радиационно опасных объектов – в радиусе 5 км вокруг объектов (включая поселок объекта);

в районах размещения химически опасных объектов – в радиусе до 2,5 км вокруг объектов;

в районах размещения гидротехнических объектов – на расстоянии до 6 км от объектов.

3. Финансирование работ по созданию локальных систем оповещения осуществлять:

а) при строительстве новых потенциально опасных объектов – за счет средств, выделяемых на строительство данных объектов;

б) на действующих потенциально опасных объектах:

осуществляющих хозяйственную деятельность – за счет собственных средств этих объектов;

находящихся на бюджетном финансировании – за счет средств соответствующих бюджетов;

в) при создании объединенных локальных систем оповещения – за счет долевого участия потенциально опасных объектов.

4. Возложить ответственность за организацию оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов:

на министерства, ведомства и организации, введении которых находятся потенциально опасные объекты, - рабочих и служащих этих объектов, рабочих и служащих других предприятий и учреждений и населения в пределах зон действия локальных систем оповещения, штабов ГО;

органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, городов, на территории которых действуют потенциально опасные объекты, - остального населения, проживающего в зонах возможного радиоактивного и химического заражения (загрязнения) и катастрофического затопления, в том числе в части дублирования оповещения указанного выше населения.

4

Постановление Правительства от 1.марта 1977года «Об утверждении Положения о порядке использования действующих радиовещательных станций для олповещения и информирования населения РФ в ЧС мирного и военного времени»

1. Радиотрансляционные сети и радиовещательные станции (независимо от форм собственности), включая радиопередатчики звукового сопровождения телевидения могут быть использованы органами управления ГОЧС всех уровней РСЧС по согласовании. с территориальными органами Госкомсвязи России и телерадиокомпаниями для оповещения и информирования населения РФ. Сети проводного вещания и радиовещательные станции, кроме радиопередатчиков звукового сопровождения телевидения, могут быть использованы также для передачи условных сигналов в территориальных системах централизованного оповещения. Право на использование сетей радио и сетей проводного вещания предоставляется органам исполнительной власти субъекта РФ.

5



Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
(863) 239-99-99
Единый «телефон доверия»
gumchsro@61.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)